Страница 1 из 1

Подгорские сказания

Добавлено: 02 май 2009 19:03
Voron
1. КАК СЕЛО ПОДГОРЫ ВОЗНИКЛО
 
Село Подгоры, согласно преданию, вначале на месте теперешнего села Выползово ставить хотели. Оно, по уму, и понятно: место, от гор оттесненное, - кто с чем едет, хорошо видать.
Выбрали поначалу место для церкви. Божий храм, известное дело, - он что ось, вокруг которой колесо исправно крутится. Стали копать землю - не идет дело, и все тут. Одни камни, скрежет и звон. «Не иначе как Бог другое место под церковь выбрал. Коль так, пусть тогда сам и укажет...»
Завязали попу глаза рушником, дали в руки крест. «Развертись как следует да бросай. Где крест упадет, там, стало быть, и церкви стоять положено!»
Далеко ли обычный человек метнуть может? Известное дело, на два-три десятка шагов и думали церковь перенести. Взвился крест в небо, а там орел сторожем кружит. Метнулся к кресту, схватил его в клюв и в сторону горы Манчихи полетел. Только версты через две на землю и сбросил!
Упал крест на том самом месте, где ныне сельская церковь стоит. «Не судьба нам, видать, жить на равнине, а судьба под горой», - так новоселы рассудили. Потому свое село Подгорами и назвали.
А село Выползово позднее уже от Подгор отпочковалось. Оно как бы выползло из него. В Выползове-то, кстати сказать, до сих пор своей церкви не имеется.


16. РАСЩЕЛИНА В СКАЛЕ
 
Про Ивана Старцева, жигулевского пастуха, которого звали в народе Горбатый, хотите историю послушать?
Пас Иван Старцев как-то овец. А дело было в горах, в мае, в самые соловьиные дни. Вот заслушался Иван этих чудесных птичек и не заметил, как все его овцы в расщелину юркнули и там исчезли. Расщелина-то в камне была, в сажень длиною, и находилась у подошвы горы. Иван на этом месте не раз пас овец, а расщелину ту заметил впервые.
Долго ждал Иван, когда овцы сами из той расщелины выйдут. Так и не дождался. Поднялся он к расщелине и прислушался - где-то в глубине тихая музыка играет. И ладаном или чем-то вроде чудно так пахнет. Ну, да это к делу не относится: овец-то все нет и нет! Вот и говорит Иван Фомке-подпаску, который с ним был: «Обвяжусь-ка я сейчас веревкой и в ту расщелину спущусь. А ты крепко за конец ее держи. Если долго не буду возвращаться - с силой веревку тащи!»
Спустился Иван в ту расщелину, по узкому ходу прошел и в каменную горницу попал. Видит, горят в ее середине три сальных свечки. Чуть поодаль, на соломе, незнакомые парни в серых кафтанах сидят. Увидели те парни Ивана и приветливо так ему заулыбались…
«Кто вы такие?» - спросил их Иван.
«Мы твои овцы, хозяин: неужто нас не признал?»
Ивана аж пот от удивления прошиб! А парни его к себе, на солому приглашают:
«Иди к нам, хозяин, малость отдохни. Сам-то ишь как переменился, каким красавцем стал! И куда только твой большой горб подевался?»
Потрогал Иван свою спину - и впрямь нет горба!!!
Радостно вдруг стало у него на душе. Так радостно, как никогда и не бывало. Хотел он было что-то приятное парням тем ответить, как вдруг потащило его со страшной силой назад, по темному ходу. Это, оказывается, Фомка-подпасок, обеспокоенный долгим отсутствием Ивана, его за веревку тащил!
Только вытащил Фомка-подпасок Ивана на божий свет, расщелина в скале возьми да и сомкнись. Словно бы ее и не было в помине!
Местные старожилы утверждают, что под горами жигулевскими целая подземная страна имеется, живущая своей, особой, непонятной для простого смертного жизнью. И будто бы раз в год, по весне, открывает та страна свои двери, чтобы свежего воздуха в каменные горницы впустить. Вот в такую-то дверь, видать, и попал жигулевский пастух Иван Старцев!
А пропавших в расщелине овец потом долго повсюду искали, да так и не нашли.

Re: Подгорские сказания

Добавлено: 02 май 2009 19:06
Voron
28. КОРНИ КАМНЕЙ
 
Эта история о камне – обыкновенном жигулевском известняке…
Еще в прошлом веке стоял, сказывают, в ширяевском овраге истукан - языческий идол. Высокий, многопудовый, увенчанный бугристой головой.
Предание, из поколения в поколение передаваемое, гласило, что идолу этому многие тысячи лет, хотя он и был вырублен из мягкого, подвластного скорому разрушению известняка.
Древний человек горячо молился этому идолу, человек же прошлого века лишь терзался догадкой, почему он выглядел, как новый, только что изваянный каменотесами-мастерами?
Кто-то пустил нелепый слух, что идол тот имеет корни. Длинные и толстые, как у деревьев. С того, дескать, идол и выглядит, как новый, что соки земли своими корнями сосет!
Чем нелепее слух, тем больше шума. Всякая загадка - магнит, влекущий к себе беспокойные сердца. И вот настал такой день, когда любопытные люди вырыли того идола из земли. Никаких корней, конечно, не нашли, зря только стража веков повалили.
Яма от идола вскоре травой, как молодой кожей, заросла.
Интерес к нему люди потеряли, навещать стали все реже и реже. А тут как раз один астраханский купец, любитель старины подвернулся. Подарил он ближайшему селу несколько бочек вина и того идола в Астрахань увез.
Поставил его купец во дворе своего дома как украшенье, напоказ иностранцам-гостям. Да только недолго, сказывают, у него идол из ширяевского оврага простоял. Ветры в Астрахани соленые, солнце жгучее. Стал идол на глазах трескаться, рассыпаться. Словно бы свой легендарный возраст решил наверстать. И четверти века, сказывают, не прошло - в груду камней превратился.